Практические консультации в постановке звука
Проблемы со звуком «Р», пожалуй , самая распространенная причина обращения к логопеду . прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» - это 5-6 лет. Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук . А исправить его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати , как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные воспитателю и мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.
· «Лошадка» - щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно : нижняя челюсть остается неподвижной.
· «Качели» - открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
· «Футбол» - рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
· «Индюк» - или по другому «болтушка» - широким кончиком языка проводим по верхней губе вперед – назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Каждое упражнение выполняем по 10 – 15 раз.
ПОСТАНОВКА ОТ ЗВУКА «Д».
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы. Звук «Д» мы как бы тянем, повторяем без остановки: «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т..е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.) это уже этап автоматизации,
т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и т.д.
Потом отрабатываем «Р» в словах на «ТР»: трус, трава и пр. когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром – город, бром – борода и т.д.
ПОСТАНОВКА ОТ ЗВУКА «Ж»
Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий